РОСТОВСКИЙ «БОИНГ». ФАКТЫ

Вибачте цей текст доступний тільки в “російська”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.


Виталий Трубников

Субботней ночью 19 марта 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону прогремел мощный взрыв, вспышка от которого осветила весь город. Это была авиакатастрофа – первая в истории ближневосточной авиакомпании Flydubai. Авиалайнер Boeing 737-800 с регистрационным номером A6-FDN выполнял регулярный рейс FZ981 из Дубая в Ростов-на-Дону. Он вылетел из Дубая в 21:38 по московскому времени и должен был совершить посадку около 1:20. На борту находилось 55 пассажиров и 7 членов экипажа.

Судя по данным портала Flightradar24, самолёт подлетел к Ростову-на-Дону примерно в 1:40 и заметно снизился рядом с городским аэропортом. В 01:41 по местному времени авиалайнер совершил заход на посадку на взлётно-посадочную полосу аэропорта Ростова-на-Дону, но прервал его из-за сложных погодных условий и ушёл на второй круг, поднявшись на высоту 8000 футов (около 2500 метров), и долетел почти до города Шахты северо-восточнее Ростова-на-Дону. Через полчаса самолёт в зоне ожидания поднялся ещё выше – на высоту 15000 футов (4500 метров) – и в течение следующих полутора часов кружил примерно в 40 км к юго-востоку от города.

Через два часа после первой попытки захода на посадку экипаж, пообщавшись с диспетчерами, предпринял повторную попытку посадить самолёт на ВПП 22 ростовского аэропорта, хотя за время ожидания погодные условия сильно не изменились. Дул ветер направлением 240 градусов и скоростью 14 м/с с порывами до 22 м/с. Во время захода на посадку экипаж снова её прервал и объявил об этом диспетчерам. Спустя несколько секунд, в 03:43 по местному времени, лайнер врезался в землю под большим углом, разрушился и взорвался. Никто из находившихся на борту не выжил. На момент публикации статьи это крупнейшая авиакатастрофа в 2016 году в мировой авиации и крупнейшая за всю историю Ростовской области.

Портал Aviation Herald опубликовал схему с примерным местом крушения самолёта.

Службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ развернули поисковые и восстановительные работы на месте авиакатастрофы, в которых было задействовано более 700 человек и более 100 транспортных средств.

Примерно через час после авиакатастрофы авиакомпания сообщила информацию о том, что авиакатастрофа в Ростове случилась с их самолётом.

Ещё через несколько часов стал известен список погибших. В числе пассажиров были 44 россиянина, восемь граждан Украины, две гражданки Индии, один гражданин Узбекистана. На борту находились четверо несовершеннолетних: четырёхлетний мальчик из Украины и три россиянина пяти, шести и девяти лет. Экипаж лайнера также был интернациональным: один россиянин, гражданин Кипра, два испанца, ​а также граждане Киргизии, Сейшел и Колумбии. Глава авиакомпании Гейт-аль-Гейт высказал свои глубокие соболезнования семьям погибших и сообщил, что Flydubai направила свою команду реагирования на чрезвычайные ситуации в Ростов для оказания помощи семьям и содействия расследованию.

Вскоре после катастрофы была опубликована аудиозапись переговоров авиадиспетчеров с рейсом 981. Непосредственно перед катастрофой диспетчер сообщил пилотам текущие погодные условия: ветер – 12 м/с с порывами до 19 м/с, видимость – 3500 метров.

После сообщения пилота о том, что он вновь уходит на второй круг («Going around, Skydubai 981»), диспетчер, согласно стандартной процедуре, передал рейс другому диспетчеру («Skydubai 981, contact Rostov Radar on 121.2»). Пилот подтвердил переключение на другую радиочастоту («121.2, bye-bye»). На опубликованной в интернете любительской аудиозаписи переговоров это последняя фраза, переданная в эфир пилотом рейса 981. Также в эту аудиозапись попал фрагмент переговоров диспетчера аэропорта Краснодара с пилотом рейса 5145 авиакомпании «Донавиа», на котором последний интересуется о причине закрытия ростовского аэропорта.

Примерно за 2 часа до катастрофы рейс SU1166 авиакомпании «Аэрофлот» (самолёт RRJ-95, бортовой номер RA-89056) совершил три аналогичных попытки захода на посадку в Ростове-на-Дону, после чего из-за сильного ветра командир принял решение уйти на запасной аэропорт Краснодара. Чуть ранее первых неудачных попыток приземления рейсов авиакомпаний Flydubai и «Аэрофлот» два рейса других авиакомпаний успешно совершили посадки в Ростове-на-Дону.

Также вскоре после авиакатастрофы было опубликовано видео, на котором видно снижение самолёта на высокой скорости и столкновение с большим углом к земной поверхности, а ещё – фары, освещение и маяки самолёта были в норме.

По словам источника из спасательной команды, малый радиус разброса обломков и малый размер частиц обломков указывает на то, что скорость падения была более 400 км/ч, поскольку даже колёсные диски воздушного судна из магниевого сплава, его самая прочная часть, были разрушены. Эта оценка скорости соответствует данным Flightradar24. Согласно тому же источнику, самолёт ударился о землю примерно под углом 60 градусов.

Лайнер имел запас топлива на 8,5 часов, поскольку рейсы Flydubai выгоднее заправлять под завязку в ОАЭ из-за меньшей стоимости топлива. Общее время полёта составило около 6 часов, и к большой скорости удара добавился взрыв нескольких тонн авиационного керосина с последующим высокотемпературным пожаром.

Следственный комитет России начал расследование и возбудил уголовное дело по ч. 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Расследованием также занимается комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Основные версии катастрофы — ошибка экипажа, техническая неисправность самолёта и плохие погодные условия. Обломки самолёта разбросаны по взлётно-посадочной полосе, при ударе о землю произошло возгорание. Версия о теракте – маловероятна и в числе основных не рассматривается. Одной из возможных причин крушения называют воздействие мощнейшей зоны турбулентности, вызванное находившимся в момент принятия высоты лайнером высотным струйным течением в воздухе, на такой высоте, на которой данный феномен появляется крайне редко (1500-1600 м).

19 марта на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК) появилась информация, что, в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации ИКАО (Приложение 13) и правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов Российской Федерации (ПРАПИ), Межгосударственным авиационным комитетом как международной независимой организацией создана комиссия, в которую включены ведущие специалисты по расследованию авиационных происшествий. Комиссия приступила к работе.

Было объявлено, что в ближайшее время к работе комиссии присоединятся эксперты Объединённых Арабских Эмиратов – государства регистрации и эксплуатанта воздушного судна, США – государства разработчика и производителя самолёта и Франции – государства разработчика двигателей.

Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) объявил, что окажет помощь российскому МАК в расследовании.

В тот же день американская компания Boeing как производитель самолёта объявила о том, что отправляет специалистов для помощи в расследовании авиакатастрофы.

Днём 19 марта на месте крушения были обнаружены бортовые самописцы авиалайнера. 20 марта 2016 они были доставлены в Межгосударственный авиационный комитет. Поступившие самописцы имели сильные механические повреждения. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета совместно со специалистами ОАЭ и Франции приступили к осмотру, вскрытию и извлечению модулей памяти из защищённых накопителей для дальнейших работ по восстановлению кабелей подключения и подготовке к копированию информации.

В тот же день специалисты лаборатории Межгосударственного авиационного комитета совместно со специалистами ОАЭ и Франции выполнили комплекс восстановительных работ по извлечению модуля памяти из повреждённого накопителя параметрической информации (FDR) и выполнили считывание данных. Предварительный анализ позволил установить, что самописец в полёте был работоспособен и регистрировал информацию вплоть до столкновения самолёта с землей. Качество записи хорошее. Специалисты приступили к расшифровке и анализу скопированной информации.

Бортовой речевой регистратор (CVR) получил механические повреждения, в результате которых, в том числе, был разрушен кабель данных. Проведено рентгенографическое исследование состояния модуля памяти и соединительного кабеля. Восстановление кабеля и проверка состояния защищённой энергонезависимой памяти модуля продолжаются.

Утром 21 марта МЧС России завершило поисково-спасательную операцию на месте крушения. В 9:25 мск в аэропорту Ростова-на-Дону совершил посадку самолёт МЧС России Ан-148. Он стал первым бортом, приземлившимся после крушения «Боинга» и ремонта взлётно-посадочной полосы, который завершился около пяти часов утра.

На взлётно-посадочной полосе борт встречали пожарно-спасательные подразделения на случай возникновения внештатных ситуаций. Посадка прошла в штатном режиме, у экипажа никаких нареканий к взлётно-посадочной полосе не возникло.

21 марта Межгосударственный авиационный комитет опубликовал информацию, что Комиссия по расследованию авиационного происшествия завершила работы на месте катастрофы и приступила к подготовке «выкладки» собранных фрагментов воздушного судна в Ростове-на-Дону.

Совместно со специалистами авиакомпании, расследователями ОАЭ, при участии экспертов Испании и Кипра проводится сбор и анализ материалов по лётной годности воздушного судна, подготовке к полёту, подготовке экипажа.

 

Специалисты лаборатории Межгосударственного авиационного комитета совместно со специалистами ОАЭ и Франции завершили работы по копированию информации бортового речевого самописца (CVR). Скопирована вся зарегистрированная информация вплоть до столкновения лайнера с землёй. Качество записи хорошее. Специалисты приступили к анализу данных и транскрипции – «выписке» переговоров экипажа.

Продолжаются работы по расшифровке, анализу и синхронизации информации бортовых самописцев, данных ОВД и метеорологической информации.

Самолёт.

Boeing 737-8KN (регистрационный номер A6-FDN, заводской 40241, серийный 3517) был выпущен в 2010 году (первый полёт совершил 21 декабря под тестовым б/н N1786B). 24 января 2011 года был передан авиакомпании Flydubai. Оснащён двумя двигателями CFM International 56-7B26. 21 января 2016 года самолёт завершил процедуру C-check, в ходе которой было проведено обширное техническое обслуживание. Данных о каких-то серьёзных инцидентах в прошлом с данным бортом нет.

Состав экипажа рейса 981 был следующим:

Командир воздушного судна — 38-летний Аристос Сократус (греч. Άριστος Σωκράτους), гражданин Республики Кипр, налетал 5965 часов. Должность КВС он получил за полтора года до авиакатастрофы. На момент авиакатастрофы он собирался переходить на работу в европейскую авиакомпанию Ryanair, чтобы иметь возможность чаще видеться с семьёй.

Второй пилот — 37-летний Алехандро Алава Крус (исп. Alejandro Álava Cruz), подданный Испании, налетал 5769 часов. Он работал в Flydubai два года, а до этого летал в двух региональных авиакомпаниях на Канарских островах.

Оба пилота имели опыт посадки в аэропорту Ростова-на Дону.

В салоне самолёта работали 5 бортпроводников.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Translate »